Петр Капица и Александр Байков. У истоков советской металлургической мощи

Петр Капица и Александр Байков. У истоков советской металлургической мощи

icon 27/10/2025
icon 21:08

© Бренды России

Бренды России

В истории советской науки, особенно в ее героический и трагический период середины XX века, переплетались судьбы многих великих умов. Одним из значимых моментов была связь между гениальным физиком-экспериментатором, лауреатом Нобелевской премии Петром Леонидовичем Капицей и выдающимся металлургом, уроженцем Курской губернии Александром Александровичом Байковым. Их диалог, зафиксированный в переписке, был стратегическим союзом, где фундаментальная наука встречалась с практическими вызовами государственного масштаба. В Архиве Российской академии наук (АРАН) хранится обширная коллекция фотоматериалов, связанных с жизнью и деятельностью ученых. На одном из снимков 1944 года Байков и Капица запечатлены на даче. 

Александр Александрович Байков родился 6 августа 1870 года в Фатеже Курской губернии. Его отец был присяжным поверенным. Первым образовательным учреждением Александра Байкова стала Курская гимназия. Затем он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Уже первые исследовательские работы Байкова были очень высоко оценены Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Пётр Леонидович Капица был моложе. Он родился 8 июля 1894 года в Кронштадте. Окончив реальное училище, поступил на электромеханический факультет Петербургского политехнического института. Способный студент тоже выделялся из основной масслы молодых людей. 

Александра Байкова по праву можно назвать патриархом отечественной металлургии и металловедения. Его труды по структурным превращениям в металлах и теории металлургических процессов стали классикой. Он был тем, кто понимал жизнь металла с молекулярного уровня до гигантских мартеновских печей. Его работы объясняли, что происходит в кристаллической решетке стали при нагреве и охлаждении, как ведут себя примеси и как управлять этими процессами, чтобы получить материал с заданными свойствами — прочный, пластичный, жаростойкий.

В 1930-40-е годы, когда Советский Союз совершал мощнейший промышленный рывок и столкнулся с вызовами военного времени, а затем и создания атомного щита, вопросы качества металлов стояли невероятно остро. Танковая броня, стволы орудий, турбины электростанций — все это начиналось в лабораториях металловедов. Байков возглавлял эту отрасль науки, будучи не только теоретиком, но и влиятельным организатором.

Петр Капица, с его широким научным кругозором, прекрасно понимал, что решение грандиозных физических задач упирается в материалы. Его собственные работы, в том числе по созданию уникальных установок для получения сверхнизких температур, требовали специальных сталей и сплавов. С началом работ по атомному проекту эта проблема стала критической.

12 апреля 1943 года Байков, будучи вице-президентов АН СССР, подписал распоряжение о создании Лаборатории №2, перед которой ставилась задача получения атомного оружия. Капица был вовлечен в проект на его ранней стадии, но из-за конфликта с Берией от дальнейшей работы отказался. При этом, сотрудничество Капицы и Байкова отстается ярким примером того, что развитие науки является коллективным и междисциплинарным процессом.

Проект «Нобелевские лауреаты» выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.