Великому курскому изобретателю Гуревичу 12 января исполнилось бы 132 года
Великому курскому изобретателю Гуревичу 12 января исполнилось бы 132 года
© Госкаталог музейного фонда РФ
Вчера, 12 января, 132 года исполнилось бы Михаилу Гуревичу - легендарному инженеру-авиаконструктору, соруководителю ОКБ-155, лауреату Ленинской и шести Сталинских премий.
Михаил Иосифович родился 12 января в 1893 году в небольшом селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии, пишет издание "Бренды России". Его отец служил механиком на местных винокуренных заводах и от него мальчик перенял любовь к технике, и блестящие математические способности. Из гимназии Гуревич выпустился с золотой медалью и поступил в Харьковский университет. Вероятно, за участие во Всероссийской студенческой забастовке молодой человек был отчислен.
С 1912 года Михаил учился во французском Университете Монпелье, а после - в Национальной школе аэронавтики и космоса в Тулузе. После революции вернулся в Харьковский политехнический институт, где получил диплом инженера-механика по самолетостроению.
Первые летательные аппараты Гуревич спроектировал и изготовил еще будучи студентом. Это были планеры «Бумеранг» и «Аист». В 1929 году молодой специалист уехал в Москву и устроился работать в Авиатрест.
В 1936 - 1937 годы инженер отправился в американскую командировку на авиазаводы фирмы Douglas Aircraft, а после участвовал в освоении в СССР самолета Ли-2.
Ли-2 - это советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолет средней дальности, который выпускался по американской лицензии. В годы Великой Отечественной войны применялся для полетов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов и как дальний ночной бомбардировщик.
Судьбоносной для Михаила Иосифовича стала встреча с авиаконструктором Артемом Микояном. 8 декабря 1939 года они основали ОКБ-155 (ныне – Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» - Микоян и Гуревич). Всего через несколько месяцев их первый скоростной истребитель отправился в испытательный полет. Союз двух талантливых людей продолжался более четверти века и создал целую линейку истребителей, ставших легендами: от «МиГ-1» до «МиГ-25».
Талантливого инженера-конструктора не стало 25 ноября 1976 года. В 2021 году его имя было присвоено Курском аэропорту, а в Судже установили постамент МиГ-29, который был уничтожен летом 2024 года при вторжении ВСУ.