Политобзор КН: главные политические итоги января
Политобзор КН: главные политические итоги января
© страница ВК Романа Старовойта
С началом 2024 года стартовал осязаемый обратный отсчет первого срока полномочий курского губернатора Романа Старовойта. Продолжение руководства регионом или переезд в столицу, разумеется, зависят от Кремля, то есть от оценки его работы. Завершив прошлый год, в целом, на хорошей ноте, в январе, как и его липецкий коллега, Старовойт столкнулся с мощным вызовом. Но если у Игоря Артамонова, этим вызовом стала крупнейшая в Черноземье коммунальная авария, то у курского руководителя произошёл серьезный сбой в им же затеянной городской транспортной реформе.
Заметный для курян этап транспортных преобразований стартовал как раз год назад – тогда к доминирующим коммерческим маршрутам, состоящим из «Пазиков» и «Газелей», постепенно начали добавлять новенькие автобусы «Волгабас» и троллейбусы «Адмирал» - куда более просторные и комфортные. Населению это понравилось, но в середине года, накопив подвижной состав, в один день власти отменили старые маршруты, ввели новые - с новоприобретенными средствами передвижения. Этот жест произвёл шоковый эффект – враз лишившись старых маршрутов и не успев адаптироваться к новым (в том числе, пересадочным), горожане громко возмущались. Власти отреагировали, была проведена широкая разъяснительная работа, новые маршруты скорректировали, на некоторых – вернули частных перевозчиков. Постепенно волна гнева улеглась, и горожане начали чувствовать преимущества реформы – новый подвижной состав выглядит куда комфортнее и просторнее прежнего, ходит по расписанию, отслеживаемому через интернет-приложения, работа на основе брутто-контрактов «отвязала» водителей от собираемых денег, транспорт работает до глубокой ночи, резко возросла мобильность граждан, оплата осуществляется через удобные валидаторы. Могу лично засвидетельствовать – даже внешне и эстетически курский общественный транспорт сегодня сильно отличается от любого другого в столицах Черноземья. Ближе к зиме существенно возросла и положительная оценка изменений жителями. Роман Старовойт не раз публично декларировал эту реформу как ключевую в рамках своего первого срока.
Но в январе «что-то сломалось». Сегодня отчасти понятно – что именно. Снегопады и гололёд резко ухудшили качество дорожного полотна и «сузили» его, замедлив скорость движения. Десятки водителей то ли заболели, то ли уволились, из-за чего перестали выходить десятки же транспортных средств. Оставшиеся автобусы и троллейбусы в часы пик берутся штурмами, и в дикой давке огромное количество курян ежедневно едут на работу и обратно. Этот дискомфорт мигом «обнуляет» достоинства реформы в сознании людей. Местные паблики заполнены тысячами гневных постов. Люди возмущаются повсюду. При этом стало ясно, что дело не только в сезонном факторе. «Выползли» очевидные управленческие промахи – не только скверное прогнозирование и планирование, недооценка рисков, но и слабая скоординированность с вопросами содержания и разметки дорог, градостроительства. Не была доведена до ума корректировка уже новой маршрутной сети, поспешно были отменены остававшиеся на некоторых направлениях коммерческие маршруты.
Теперь уже ясно, что проблема приобрела политический характер, так как существенно влияет на общественные настроения. Отличающаяся от липецкой куда большим лоялизмом к главе региона курская оппозиция пока реагирует на транспортные проблемы довольно вяло. Но если недовольство граждан выплеснется в электоральные мотивы – с показателями поддержки власти могут возникнуть проблемы. Вряд ли речь идёт о президентской кампании – тут избиратель ориентирован на другую повестку, но вот на губернаторских выборах «транспортный вопрос» из имиджевого проекта может стать имиджевой проблемой. В резерве – буквально пару месяцев, чтобы убрать раздражающие факторы, «вернуть» преимущества реформы и нивелировать недовольство. Стоит отметить, что губернатор довольно открыто реагирует на ситуацию, а кураторы реформы едва ли не ежедневно рассказывают об антикризисных мерах и лично катаются а автобусах.
Примечательно, что аккурат в разгар курских баталий о пробках и давке в часы пик, в медиа был опубликован рейтинг компании «Simetra», позиционирующей себя как центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования. Курск по итогам 2023 года стал лидером в Черноземье и занял 22 место в рейтинге. Следующий – Липецк – на 49-й позиции, а Белгород, Тамбов и Воронеж – в восьмой десятке. Косвенно рейтинг подтверждает концептуальную правильность курской транспортной реформы, но возвращение к ней доверия населения и перспективы роста удовлетворенности граждан деятельностью публичной власти в решающей мере зависят теперь от управленческой состоятельности нанятых губернатором вдохновителей и кураторов перемен.
Владимир Слатинов, доктор политических наук.