Денис Логунов о вакцине против рака, своём научном пути и курском периоде жизни. Эксклюзивное интервью с ученым

© Из архива Д.Ю. Логунова
Ученого-микробиолога, заместителя директора по научной работе Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, Дениса Логунова из Курска знает весь мир. Под его руководством была разработана вакцина против COVID-19 «Спутник V». За эту работу он был награжден Президентом Владимиром Путиным Государственной премией РФ в области науки и технологий. На тот момент Денису Юрьевичу был всего 42 года. Годом ранее из рук Президента он получил другую правительственную награду - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Так высоко была оценена его работа по созданию вакцины против лихорадки Эбола. В 43 он стал академиком РАН. Докторскую диссертацию защитил в 33! Всего чуть больше десятилетия назад до этого окончил Курской государственный медицинский университет, откуда и отправился покорять мировую науку в Москву. «Курским новостям» удалось связаться с ученым и поговорить о новой вакцине против онкологии, проделанном пути и курском периоде жизни.
- Денис Юрьевич, какое участие вы принимаете в создании вакцины против рака, которую разрабатывает Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи?
- Это одно из главных направлений, которое развивается сейчас в центре. В нём участвуют несколько лабораторий, в том числе и лаборатория клеточной микробиологии, которой заведую я. Исходно мы занимаемся активаций врождённой иммунной системы. В разработке новой матричной РНК-вакцины возложили на себя все обязанности по тестированию противоопухолевой активности. Наша вакцина против рака предназначена для людей, которым уже поставлен диагноз «онкология». Она будет иметь стандартизированную платформенную часть и индивидуально собранную из антигенов конкретного человека. В мире направление мРНК-вакцин, прежде всего, в США и Китае, развивается очень активно. В случае с нашей новой разработкой в качестве смысловой начинки будут использоваться неоантигены конкретного пациента. Это мутантные собственные антигены, продуцируемые опухолевыми клетками и способные вызвать иммунный ответ организма. Смысл в том, чтобы найти эти мутации, закодировать их в виде мРНК, проиммунизировать организм, задав иммунной системе цель сфокусироваться на отличиях опухолевых клеток от нормальных. Технология такая - обнаруживая мутацию, отступаем от нее по 5-7 аминокислот и получаем пептид. И используем от 10 до 30 таких мутантных последовательностей. Состыковываем последовательность вместе и перекодируем ее в мРНК. Таким образом, с опухолью должен бороться по нашей «подсказке» сам организм.
- Какой путь проходит вакцина от тестирования до применения в широкой практике?
- Классический. После разработки препарата необходимо доказать его безопасность. Сначала - на лабораторных животных, и этот этап в нашей в разработке пройден. Но дальше предстоит процедура, связанная с персонифицированным изготовлением вакцины для пациента. В 2024 году в федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» были внесены поправки. Введено понятие иммунобиотехнологических лекарственных препаратов (иБТЛП) для индивидуального применения. Новая вакцина не будет массовой, ею нельзя будет вакцинировать все население, как в случае с ковидом. И невозможно стандартизировать по последовательности кодируемого неоантигена. Ещё раз повторюсь: технология у нас платформенная. Физико-химический состав один – липиды и нуклеиновая кислота. Меняться будет только смысл, который кодируется в нуклеиновой кислоте.
- А как будет проходить изготовление индивидуальной составляющей вакцины, ведь онкопациенты живут по всей стране?
- Медицинские центры, где проходят лечение пациенты, будут заказывать ее сначала в Центре им. Н.Ф. Гамалеи. Мы выступаем соисполнителями. Медицинский онкологический центр на месте должен проводить диагностику мутаций с помощью набора биоинформационных инструментов, включая использование искусственного интеллекта. После получения информации о мутациях препарат будет изготавливаться у нас, а дальше отправляться обратно в медорганизацию, где его введут пациенту. В будущем производство должно быть масштабировано, чтобы оно не было замкнуто на нашем или других ведущих онкоцентрах федерального подчинения.
- Есть ли название у вакцины?
- Название появляется на этапе выхода на фармацевтический рынок. Пока это экспериментальный препарат в стадии доклиники.
В Центре им. Н.Ф. Гамалеи: губернатор Курской области Р.В. Старовойт вручает ученому медаль им. Н.С. Короткова за создание вакцины
«Спутник V». Слева - директор Центра, академик РАН А. Л. Гинцбург
- Правда ли, что вы были первым, кто провакцинировался «Спутником V»?
- Мы собрались несколькими коллегами центра, включая директора, и провакцинировались первыми в стране. Человек пять одномоментно. Кто был первый, кто второй – никто не считал, это уже потом СМИ так написали. Реакции организма никакой не ожидал и не получил. Примерно в 10-й раз вакцинировался аденовирусной вакциной. До этого - и против лихорадки Эбола, и против ближневосточного респираторного синдрома, с возбудителями которых мы работали.
- В западных СМИ была широко развернута антиагитационная кампания против «Спутника V», вас это задевало?
- Это самая недостойная часть истории, которую я не люблю обсуждать. Компании «большой фармы» конкурировали друг с другом. Были и заказные статьи, и утечка материалов без согласования, и передача образцов крови вакцинированных людей на анализы. Но при этом министерства здравоохранения ряда стран, в частности, Венгрии, Аргентины, Арабских Эмиратов по итогам собственных масштабных исследований публиковали отчеты, в которых «Спутник» вошел в тройку лидеров по эффективности наряду с «Пфайзером» и «Модерной». Это те данные, на которые мы никак не могли влиять. Я уверен в эффективности и безопасности российской вакцины. «Спутник V» зарегистрирован в 74 странах, в мире было применено более 150 миллионов доз. В России - порядка 80 миллионов.
Рабочие будни в инфекционной зоне Центра им. Н.Ф. Гамалеи
- Вы принимали участие в выборе названия для вакцины?
- Это название, насколько мне известно, было выбрано Кириллом Александровичем Дмитриевым, генеральным директором Российского фонда прямых инвестиций. По распоряжению Владимира Владимировича Путина фонд был назначен официальным дистрибьютером препарата, отвечающим за распространение «Спутника» в мире. «V» – это и жизнь, и победа, и вакцина на латинице. А «Спутник» - потому, что наша страна первой в мире вывела спутник на орбиту земли и первой зарегистрировала вакцину против инфекции, представляющей угрозу всему миру.
- А почему получилось разработать вакцину так быстро?
- Были использованы наработки в создании препаратов против Эболы и ближневосточного респираторного синдрома (БВРС), тоже относящегося к семейству коронавирусов. В отношении БВРС мы подобрали сочетания аденовирусных векторов, дозировки, а дальше, когда пришел COVID-19, просто поменяли «начинку» - заменили ген S-белка вируса БВРС на ген S-белка вируса SARS-CoV-2. Эта предварительная работа очень помогла. Но «Спутник V» - торговое название, регистрационное наименование от разработчика – «Гам-Ковид-Вак».
- Что вы чувствовали, получая награды из рук Президента?
- Конечно, было очень приятно. Я был горд за себя и своих коллег, за наш центр в целом. Такое событие никогда не забывается. У нас были и рабочие встречи с Президентом, на которых мы обсуждали медицинские вопросы, требующие решения. В частности, на Форуме будущих технологий говорили о проблемах создания индивидуальных препаратов для терапии рака.
- Вы ведь родились в городе Фрунзе Киргизской республики, как на момент поступления в университет оказались в Курске?
- После распада Советского Союза предприятие, на котором работал мой отец, переводили в Курск, на производственную площадку АПЗ-20. Мой папа - инженер-электронщик, он обслуживал электронное оборудование, которое использовалось для изготовления подшипников. Мама по образованию филолог, в Киргизии работала в библиотеке мединститута, в Курске – учителем и воспитателем в школе-интернате №1. В 10-11-х классах я учился в курской школе №14 на улице Пучковке. В прошлом году родители переехали поближе ко мне, в Подмосковье. Это никак не связано с последними событиями, планировал забрать их давно, чтобы были под присмотром. Перебрался в Москву и брат. Он на 6 лет младше меня, окончил ЮЗГУ, занимается конструированием электронных систем, работает в строительной организации.
- Почему вы решили поступать на биотехнологический факультет в КГМУ?
- Сначала поступал на ветеринарный факультет в СХА, это была детская мечта - хотел помогать страдающим животным. Так появилась тяга к биологии. Но совершенно случайно узнал, что в КГМУ недавно открылся биотехнологический. И хотя среди ближайшей родни медиков не было, в последний момент решил поступать и туда. Удалось. Когда встал выбор – где оставаться, решил выбрать медицинский университет. Мне повезло много раз и потом. На факультете был замечательный декан, к большому сожалению, её недавно не стало - Лазурина Людмила Петровна. И преподаватель Атрепьева Лариса Васильевна. Они сыграли в моей жизни огромную роль. Особенно Лариса Васильевна – за два года до выпуска она наладила профессиональные контакты с Курской биофабрикой. И нам там начали читать интереснейшие лекции по фундаментальной и прикладной биотехнологии и иммунологии сотрудники Владимир Егорович Козлов и Вячеслав Михайлович Безгин. Преподаватель физической химии Виктор Васильевич Новиков был очень неплохим иммунологом. Когда мы делали только первые шаги, и было что-то непонятно, бегали к нему. Он объяснял самые элементарные вещи – зачем нужны антитела, например. Оттуда меня направили на стажировку в Москву. После возвращения в Курск я, как не очень хороший человек, но честный, сказал, что хочу остаться. Тогда директором биофабрики был Николай Стефанович Шевырев. До сих пор помню, как я сидел под дверью его кабинета и подбирал слова, чтобы озвучить свое решение. А потом так прямо и сказал: «Николай Стефанович, отпустите меня, пожалуйста, меня берут в Москву!» А он, к моему изумлению, не выказал никакой ревности и спокойно отпустил со словами: «Конечно, оставайся там, это большая гордость для меня, что люди хотят, чтобы ты остался. Надеюсь, это станет твоей путевкой в жизнь». В Курске были учителя, которые задали направление и предопределили ход моей жизни. У меня к ним очень теплое отношение. Раньше приезжал в Курск пару раз в год, обязательно заходил в КГМУ повидаться.
Фото: КГМУ и Туристско-информационный центр Курской области
- А с 90-летием родной вуз поздравили?
- В этом вопросе я двоечник. Был в отъезде и, несмотря на приглашение, не смог приехать. Пользуясь случаем, хочу передать поздравления вузу в этом интервью. Курский государственный медицинский университет - это действительно то место, откуда я родом. Не зря говорят «Альма-матер». То место, которое предопределило мою дальнейшую судьбу. С огромной благодарностью и теплотой отношусь к вузу! И бережно храню символическую курскую антоновку - статуэтку конкурса общественного признания «Человек года–2020», которую мне вручил в стенах университета за создание вакцины против ковида ректор Виктор Анатольевич Лазаренко. С момента моего окончания вуза прошло чуть больше 20 лет. Университет очень преобразился, буквально расцвел за это время, что является личной заслугой Виктора Анатольевича.
Фото: КГМУ и Администрация Курской области
- Какие воспоминания остались из студенческой жизни?
- Воспоминания самые приятные - в молодости трава зеленее, небо голубее и все веселее. Даже не хотел бы ничего специально выделять. Отличная счастливая жизнь была. В процессе обучения яркие преподаватели увлекали своими знаниями. После пар мы веселились, как все студенты. Каждый год ездили на яблоки в Обоянь. Собирали их контейнерами. Надо было сортировать падалицу и съем - все термины прекрасно помню. Как водится в Курске, вечерами прохаживались по улице Ленина. А лето проводили на речке – родители жили на улице Герцена. Неподалеку на выезде с Ильича был прекрасный пляж на излучине Тускари в районе Щетинки, сейчас там застройка, в этом месте уже почти не купаются.
- Вы были отличником?
- В университете средний балл был точно выше четырех с половиной, но отличником стал только в аспирантуре в Москве. По всем предметам успевал. Молекулярная биология, генная инженерия, вирусология, иммунология - когда ты в этом существуешь, очень сложно учиться плохо.
- А вот в аспирантуре вы оказались в институте сельско-хозяйственного направления - во Всероссийском НИИ сельскохозяйственной биотехнологии…
- Исходно это был институт прикладной биотехнологии, его переименовали незадолго до моего приезда. Там была замечательная лаборатория аденовирусов, где работал Борис Савельевич Народицкий, к которому я уезжал из Курска на стажировку. Всю эту тематику он нес, начиная с Института вирусологии Российской академии медицинских наук СССР. Мы, переезжая из института сельскохозяйственной биотехнологии в Центр им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава РФ, реализовали все наши наработки, которые Борис Савельевич выпестовал в течение 40 лет. А до практики мы довели их, начиная с вакцины против лихорадки Эбола, в 2015 году. Борис Савельевич предопределил мою научную карьеру, и я очень благодарен своему наставнику.
- Сколько случайности в вашей жизни, и такой успех…
- Действительно, была цепочка счастливых случайностей. И каждый раз они были связаны со знаковыми людьми. Ты просто должен делать то, что тебе нравится по-хорошему агрессивно - пытаться достичь целей, учиться новому. Ну а дальше какой-то шанс выпадает, и ты уже, оказывается, под него подошел!
- Вы человек верующий?
- Точно не атеист.
- Расскажите о своей семье?
- О детях говорить не буду, не люблю отражать эту сторону жизни в публичном пространстве. А про супругу немного расскажу. Мы познакомились во время моего обучения в аспирантуре в Москве. Она из Бурятии, из города Улан-Удэ, эколог, кандидат биологических наук.
- Какие у вас хобби?
- Занимаюсь спортом, силовым троеборьем. В прошлом году получил разряд кандидата в мастера спорта. Мне было интересно, смогу ли я это сделать в 45 лет. Смог! Играю в футбол. Люблю читать фантастику. Очень понравился роман китайского писателя Лю Цысиня «Задача трёх тел». Нравится Лукьяненко, Братья Стругацкие.
Портретная галерея заслуженных выпускников в КГМУ. Д.Ю. Логунов является почетным профессором университета
- А почему, на ваш взгляд, фантастика сбывается?
- Горизонт предсказаний всегда разный. Но почти все открытия, которые нас окружают, - от мобильного телефона и социальных сетей до полета в космос - это все идеи фантастов. А любые вещи рождаются от идеи, над реализацией которой начинают работать единомышленники. Всегда есть дефицит смыслов, писатели-фантасты, по долгу службы, идеи и смыслы создают. И не важно, у писателя или ученого возникает хорошая идея, которой загораются люди вокруг, она обязательно реализуется!