Курские ковры славятся своим уникальным стилем не одно столетие. Город Суджа некогда был известным центром ковроткачества. Сетевое издание «Бренды России» рассказало о Суджанском ковроткачестве.

Еще в XVII веке многие крестьяне в уезде занимались изготовлением ковров. Изначально это было преимущественно мужским занятием, однако со временем перешло в женские руки.

Домотканые суджанские ковры и льняные ткани получили широкое распространение. Ткали на простом ручном станке. За основу брали шерстяную нить. Создавали не только ковры, но и скатерти, некоторые элементы одежды и другие нужные в быту вещи.

В начале XIX века в эти края приехала знаменитая мастерица по изготовлению ковров Феодора Трусова. Благодаря ей местные умельцы выучились ловко ткать ковры на специальных вертикальных станках. Особенность ковроткачества на таких станках состоит в том, что можно легко менять плотность изделия и выполнять более сложные узоры, которые могли украсить собой любой состоятельный дом. На этом развитие ковроткачества не остановилось. Уже в конце того же XIX века в Петербург на обучение отправились две лучшие мастерицы. Вернувшись обратно, они основали школу, в которой сами стали обучать других ткать ковры небывалой красоты. Именно в XIX веке женщины стали ткать не только в пределах домашних хозяйств, но допускались к работе на фабриках.

В качестве основных узоров предпочитали геометрические фигуры с добавлением пейзажных композиций. В конце XIX века появились работы, выполненные из бархата, с двусторонними узорами и т. д. Такие ковры приобретали все большую известность и поступали на продажу в крупные города.

Помимо традиционного темного фона, на котором изображают цветы, отличительной особенностью суджанских ковров является наличие каймы, без нее теряется целостность общей композиции. Центральная часть обычно выделяется цветом, схожим с фоном каймы, что делает изделие более гармоничным. Преобладающими цветами стали красный, синий, черный, горчичный.

Особенностью работ суджанских мастеров стало «суджанское плетение». Смысл этой техники заключается в том, чтобы наносить на начертанные квадраты узор, а затем идет дальнейшая работа по изготовлению ковра. Примечательна и другая методика – техника высокого ворса. С его помощью ковры получаются пушистыми, но ввиду того, что таким образом работали только с шерстяными нитями, это оказалось слишком дорого для производства. Решение отказа от использования шерсти привело к потере навыков работы в такой методике. На смену ей пришли другие техники, позволяющие применять более дешевые материалы.

В школу были приглашены художники, под руководством которых сюжетные линии в узорах на коврах стали более изящными. В 1909 году суджанские ковры представили на выставке в Петербурге.

Первая мировая война и революция 1917 года негативно сказались на производстве. Потребовалось немало сил и времени, чтобы возобновить работу. В 1928 году под руководством Х.Г. Скибиной была открыта артель «Ткачиха», где объединили свои усилия преданные своей работе мастерицы. Необходимость в появлении новых кадров послужила причиной в возникновении школы ткачества. Через 10 лет после создания артели суджанские ковры были представлены на Нью-Йоркской выставке.

Несмотря на тяжелое наследие Великой Отечественной войны, в конце 40-х годов ткачихи не оставляли попыток совершенствоваться в своем ремесле. Все больше в коврах появлялось новых мотивов. Растительная и пейзажная тематики обрели иное звучание, а традиционный темный фон, символизирующий богатство чернозема, начал уступать место светлым оттенкам.

В начале 50-х годов получило развитие изготовление гобеленов с помощью шаблонов. В этом ковроткачеству помогли ученые из института художественной промышленности. В 1962 году была основана Суджанская ковроткацкая фабрика, насчитывалось несколько ее филиалов, где трудились десятки человек.

Упадок в суджанском ковроткачестве наступил в 90-е годы ХХ века. Фабрика сгорела, восстанавливать ее не спешили, а вместе с ней навсегда пропали технические рисунки и проекты. Вновь изготовление ковров стало развиваться благодаря частным инициативам.

На данный момент позабыть технику суджанского ковроткачества не позволяет открывшееся отделение «Художественного ковроткачества» в Суджанском колледже искусств. Инициатором выступил бывший художник фабрики Александр Савченко, его поддержали коллеги. Юное поколение знакомится с секретами ремесла, и уже появляются молодые мастера, работы которых принимают участие в различных выставках.